ЗАМЕТКИ ПРОСТОГО СЫКТЫВКАРЦА О ДЖАЗ-ФЕСТИВАЛЕ

   В Сыктывкаре в зале горадминистрации прошел 4-й республиканский джазовый фестиваль. Я прослушал его от начала до конца и не могу не выразить свои впечатления, так как, во-первых, давно интересуюсь музыкой вообще и джазом, как самой здоровой её частью, в особенности и, во-вторых, уже почти полвека являюсь жителем республики.
   Насчет "здоровья" могу пояснить. Джаз и отношение к нему являются своеобразным барометром демократии, к которой мы все, я надеюсь, так стремимся. Чем либеральнее общество, тем менее оно закрепощено культурно и тем лучше в нем развивается джаз, а вслед за свободой культурной приходят и настоящие экономические изменения. Эта связь на самом деле намного серьезней, чем кажется на первый взгляд.
   Да и с материальной стороны джаз – наименее привлекательное музыкаль-ное направление: здесь нет больших денег, нет роскоши и тяги к ней, нет также болезненного тщеславия, капризов, истерик и глупой популярности, какие есть в поп-музыке, в опере, встречаются в балете и вообще музыке академической. В джаз приходят и остаются в нем только самые преданные, хотя главным критерием в любом искусстве, безусловно, является талант.
   И что самое главное – джаз никогда не был и не будет болотом, в нем не застаивается вода. Сама природа джаза такова, что требует постоянного изменения, свежего притока: что не меняется - то уже не джаз. А вот попытки превратить его в такое болото предпринимаются у нас давно, имели они место и на прошедшем фестивале.
   Перейдем к собственно событию.
   Открылось оно приветственным словом С. Г. Горчаковой, но я так и не понял ничего из сказанного ею, так как культура речи министра культуры, каковой является Светлана Гениевна, оставляет желать лучшего. Тем не менее, по ее приятному женскому лицу можно было догадаться, что желает она джазу только добра.
   Несмотря на то, что на фестивале очень часто употреблялись слова "джаз" и "джазовый", реально его было "не так уж чтобы". Если по-честному, то из всех восьми коллективов к этому музыкальному направлению можно отнести только, пожалуй, ForMat-2, Jazz-Графику, фортепьянный дуэт "Попов & Попов" и ансамбль "Печора". Я не знаю, в чем заключался так называемый "строгий отбор" устроителями и жюри коллективов и исполнителей, о котором сообщала "Комигор", но среди выступавших были явно случайные люди.
   Самым большим недоразумением фестиваля был "Доктор джаз" из Эжвы и еще большим их солист Андрей Максимов. Кстати, в стране уже есть ансамбль с таким именем, к тому же очень известный и давний, но лично меня этот факт не удивил, потому что после прослушивания программы эжвинского «Доктора» стало очевидно, что ребята, скорее всего, слабо себе представляют, что такое настоящий джаз. По музыке коллектив – обыкновенный кабацкий и очень даже неплохой, но в связях с джазом не замечен. А сказать можно все что угодно. Этим и занимался словоохотливый (если не сказать блудливый) А. Максимов. Он также спел на марсианском языке песню "легендарного Джордж Бенсона Mask to rain – Маски дождя" – так он её объявил. В действительности песня называется Masquerade - Маскарад и автор ее Леон Рассел. Но, тем не менее, Максимов всегда выступает в бабочке (по-моему он ее вообще не снимает), чтобы никто не сомневался, что он человек культуры. Многие в этом и не сомневаются: наибольшее внимание пресса и телевидение (РТК) уделили именно ему. Кроме того, он получает большую моральную поддержку легендарного Михаил Львовича, оказавшего ему на фести-вале неоправданно много внимания. Что касается песни "Катшасиньяс" и диплома "за лучшую джазовую аранжировку коми песни", которую вручил Андрею замминистра по делам национальностей Евгений Рожкин, то здесь чиновничество показало себя во всей своей "красе". Может Рожкину следует по совместительству преподавать джазовую аранжировку в училище искусств, раз уж он так хорошо разбирается в этом деле и замечает аранжировку и джаз даже там, где их нет, а мы все у него поучимся. А певца можно и к нацминистерству приобщить, чтоб зря не пропадал парень. Вообще же поведение Максимова, и не только на этом мероприятии, наводит на мысль, что доктор ему нужен не джазовый, а обык-новенный, в белом халате.
   Еще одно недоразумение - "страстная пропагандистка джаза" Валентина Суханова из моего родного города Ухта. Страстная-то она может и страстная, да уж больно плохо поет. Такого на сцене не должно быть НИКОГДА. И долг каждого, кто находится рядом, сказать несчастной об этом, то есть помочь человеку разобраться в том, чего он, может быть, не видит сам. Но никто не помог. Наоборот, главный музыкант республики, можно сказать "смотрящий по музыке" М. Л. Герцман даже поздравил Валентину и вручил ей первый диплом фестиваля. Хотя, уверен, ее пение доставляло большой дискомфорт абсолютному слуху композитора. Такой вот он у нас то ли пацифист, то ли пофигист. И непонятно зачем, в таком случае, нужно жюри – получается, только для того, чтобы бумажки-дипломы раздать и денег "заработать".
   Открывал фестиваль и закрывал его биг-бэнд п/у Анатолия Ялынного. Если отключить звук (off), то выглядит оркестр вполне джаззово. Если же звук опять включить (on), то настроение сразу снижается. Играть громко и вместе поп-мелодии на медных и язычковых духовых инструментах (плюс ритм-группа) – это не есть еще играть джаз.
   То же самое можно сказать и в отношении воркутинского "Комбо-Джаза", хотя музицировали они, надо признать, с каким-то хулиганским задором (не все еще потеряно, значит). В репертуаре у них и "In The Mood" и "Caravan", но вот назвать это джазом как-то, извините за выражение, рука не поднимается. Сама по себе мелодия не может быть джазовой или неджазовой, все зависит от дальнейшей её судьбы. Многократно использованная джазовыми музыкантами популярная тема становиться стандартом. За такие стандарты, как правило, и прячутся псевдо-квази-лже-джаз-мены: считается, если звучит "Caravan" или "Hello Dolly" – значит это уже джаз.
   Теперь хорошие новости.
   Настоящим героем фестиваля был, без сомнения, Евгений Машкин, который вместе с трубачем Иваном Демидовым и другими музыкантами из составов ForMat-2 и Jazz Графика показали настоящий, без дураков, джаз. Примечательно, что когда начали играть они, народец потянулся из зала: у нас в России это явная примета – значит на сцене происходит что-то действительно интересное. По звуку, по качеству аранжировок и импровизаций всегда можно определить уровень музыкального интеллекта (или практически его отсутствие) у исполнителей, и у зрителей – по их реакции на наличие или отсутствие этого интеллекта у музыкантов. В этом смысле джаз тоже очень надежное искусство. В отношении сделанных Машкиным аранжировок стандартов и собственных пьес, а также импровизаций музыкантов, видно, что ребята интересуются музыкой не "по работе" и не "для галочки", как многие, а по-человечески, по мужски, я бы сказал. А то ведь слушаешь иного музыканта (на фестивале таких было немало) и невольно вспоминаешь известный анекдот про представителя одного нацменьшинства, который решил стать писателем не читая книг.
   Проекты Машкина - Демидова, несмотря на то, что проблем и работы у них еще очень много, продемонстрировали, по крайней мере, "волю к стилю" и вызвали лично у меня ощущение живой музыки. И эта музыка называется Jazz.
   Фортепьянный и, несомненно, джазовый дуэт отца и сына Поповых не удалось как следует воспринять из-за того, что хоть фортепиано на сцене было два, но это были рояль и пианино. Несерьезно получается. От бедности это, что ли? Но, с другой стороны, зачем-то были потрачены средства на постановку фестиваля. Задействованы абсолютно ненужные на таком мероприятии специальные ведущие, симпатичные девушка и юноша (как сейчас принято), нагородившие массу ошибок и озвучившие чьи-то уродливые тексты, якобы представляющие музыкантов. Джаз не нуждается в этих "красотах", тем более что праздновать-то особенно было нечего. Также джазу претит всякая казенщина. Но, видимо, кому-то все это было "интересно".
   Не могу не сказать и пару слов о реакции на фестиваль местной прессы.
   "Гиены пера" Галина Бобракова (Г. Владис) из "Молодежи Севера" и Ирина Самар из "АиФ-Коми" понаписали такого, что если люди будущего захотят изучать наше время по газетам прошлого, то "благодаря" таким журналистам она предстанет им перевернутой с ног на голову: основными действующими лицами станут выскочки и посредственности, а нормальные герои останутся безвестными. И зависимость эта действительно обратно пропорциональна: меньше всего написано о тех, кто сделал больше в джазе и имел к нему большее отношение. Г. Владис в своей заметке умудрилась вообще не заметить Евгения Машкина (а ведь он даже одежду носит 60 размера), а Сергея и Ивана Поповых и Анатолия Иконникова упомянула лишь в перечислении. Зато Максимову уделила значительную часть статьи и даже не поленилась снабдить её фотографией своего кумира. Дезинформирует читателя и И. Самар, в частности сообщая: "в основном звучали известные хиты Гершвина, Миллера, Лундстрема", хотя простой арифметический подсчет дает другой результат - больше всего на фестивале прозвучало пьес и аранжировок нашего земляка Евгения Машкина.
   А Ира и Галя - весьма странные девушки, мягко говоря.
   Остается предположить, что редакторы сыктывкарских газет подбирают корреспондентов, пишущих о культурных событиях, по остаточному принципу: кто не может писать ни о чем, того посылают на культуру.
   Заканчивая, хочу вернуться к теме связи демократии с отношением к джазу, задетой в начале статьи. В свете сказанного, а также увиденного на фестивале, полагаю, что серьезные экономические изменения в лучшую сторону нам не грозят еще довольно долго.

   11.2001
Сайт управляется системой uCoz