МЫ, ДЖАЗ И ОЛЕНИ

   15 – 16 декабря 2007 года в Сыктывкаре в зале филармонии прошёл очередной джазовый фестиваль – Второй Межрегиональный, он же Шестой республиканский, даже название у него есть – «Мы и Джаз» – навеянное понятно чем. Я бы предложил ещё и лозунг – «Джаз против бюрократов и великовозрастных двоечников!!!».
   В последующую за этим событием неделю сыктывкарская и республиканская пресса, как водится, понаписала о фестивале кучу глупостей, – местная традиция у нас такая есть – писать глупости о джазе и писать глупо о джазе, да и вообще о музыке. О прессе будет, видимо, уже отдельная моя статья – накопилось, но вот и о самом фестивале тоже настала пора потолковать серьёзно, без дураков, как говорится. Впрочем, можно и без «как говорится», потому что всё зашло слишком далеко, картина обретает уже какие-то карикатурные очертания, и без хирургического вмешательства, скорее всего, не обойтись.
   Открыла фестиваль приветственным словом замминистра культуры и нацполитики Светлана Беляева, в частности, сказав: «…появившись в республике Коми в 60-е годы у джаза были сложные времена, и уже в середине 70-х на смену ему пришла мода на вокально-инструментальные ансамбли, а вот то возрождение, которое началось в начале 90-х годов, как раз породило историю наших республиканских джаз-фестивалей». Так считает гражданка Беляева Светлана Андреевна.
   Зрителей в первый день фестиваля было столько, что про зал нельзя было даже сказать, что он полупустой, а на второй день – что он почти полный. Но это не важно, главное – у фестиваля есть оргкомитет, состоящий аж из девяти человек. А многие сыктывкарцы узнали о событии уже в прошедшем времени.
   Вела фестивальные выступления преподаватель колледжа искусств Светлана Зеленцова, но мне показалось, она совершенно напрасно согласилась делать это: очевидно было, что джазовая тематика для неё не просто тёмный лес, а что-то вроде нанотехнологий. Это ощущалось по общей неуверенности, по неправильным ударениям в фамилиях и названиях, и просто искажениям и тех, и других. Её «Жобим» стал ходячим анекдотом после фестиваля, – думаю, тут у Светланы сработала языковая инерция, ведь самое известное русское слово, начинающееся на «жо», и ударение имеет на этом слоге. Постоянные спотыкания ведущей выдавали в ней человека других интересов. Действительно, хорош был бы конферансье на концерте классической музыки, если б объявлял – «Бетховен», «Чайковский», «мазурки Шопена» и так далее в том же духе. И где бы он был после такого отношения к классической музыке.
   Да и с русским языком у Светланы не всё в порядке: она то и дело позволяла себе выражения вроде «в двухтысяча четвёртом году», «в двухтысяча третьем». И это преподаватель государственного учебного заведения! И это в две тысячи седьмом году, объявленном президентом России «Годом Русского Языка»! Жалко, конечно, девушку, можно ей только посочувствовать, но каждый сам выбирает свою судьбу, и отвечать ему, – на сцену ведь Светлану никто насильно не тянул: я сидел в первом ряду, но ни синяков, ни кровоподтёков на её обнажённых руках не видел. Не знаю, как она будет жить после такого позора, как будет учащимся в глаза смотреть, как будет спрашивать с них, но, по крайней мере, ей есть кого «благодарить» за это – того, кто поставил её на эту сцену.
   Ведущая концерта также озвучила известный с некоторых пор текст, рассказывающий об истории джаза в республике Коми. Вернее даже не об истории, а о том, какой её хочет видеть начальник Светланы Зеленцовой, директор колледжа Анатолий Ялынный. Это такая ялынноцентричная версия, что-то вроде сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)», помните такую знаменитую книжку? Вариант Ялынного я так и называю – «Краткий курс истории коми-джаза» Анатолия Виссарионовича Ялынного-Джугашвили». Текст этот впервые появился в знаменитом своей безграмотностью буклете к диску, выпущенному колледжем, то есть его директором, после фестиваля 2004 года. И он гласит, что джаз в Коми «пришёл в 60-х годах» в виде сыктывкарского оркестра «Мелодия», руководимого Г. Броксом и затем В. Бурьяном до 1974 года. После этого, согласно тексту, – провал и мрак до 1992 года, когда тёмные тучи джазового невежества расступились, и народу Коми наконец-то явилось красно солнце Анатолий Ялынный, практически спасший республику от джазового вымирания. Ыджыд аттьö, Анатолий Виссарионович, то есть, блин, Викторович! Пропали бы мы без Вас!
   Как будто не вёл Вячеслав Яковлевич Бурьян в 80-е годы училищный эстрадно-джазовый оркестр, в котором игрывал и сам Ялынный и другие участники нынешнего фестиваля: гитарист Евгений Машкин, тромбонист Владимир Косушкин, саксофонист Виктор Лопатин, да и автор этих строк. И именно в те годы, при директоре Ирине Прокопьевне Шишкиной началось в училище эстрадно-джазовое музицирование. Это исторический факт.
   И как будто не был в 1980 году в Сыктывкаре организован джаз-клуб «Геликон» – очень важная веха в сыктывкарской джазовой жизни, через который прошли многие музыканты. Основателями клуба были Вячеслав Бурьян и активнейший популяризатор джаза, гитарист Юрий Дмитриевский, уехавший из Сыктывкара в 1983 году и в дальнейшем издавший книгу «Гитара от блюза до джаз-рока». Несколько лет назад я разыскал Юрия по Интернету в Америке: он занимается там продюсированием джазовых гитаристов. Юра передавал горячий привет и Бурьяну, и музыкантам – бывшим членам клуба (иных уж нет), и всем другим, причастным к музыкальному движению тех лет. А их было немало. И это был искренний интерес к музыке, к джазу.
   А саксофонист Ким Гриценко? Это что, не важный человек? Разве можно о нём не упомянуть? Ведь он основал «Джаз-Графику», единственный в Сыктывкаре постоянно действующий коллектив, играющий джаз уже почти десять лет. Основал и поддерживал ансамбль материально первые три года, пока сам был в его составе. Если бы Ким тогда не бросил семя в почву и не взрастил его, то, может, сейчас Сыктывкару нечем было гордиться на джазовом поприще (ну не Ялынным же), а так – у нас есть «Графика». Министерство культуры, кстати, за все эти почти десять лет «Графике» ничем не подсобило, – искусство ведь принадлежит народу, а минкульт принадлежит чиновникам.
   А другие города республики? Что, там не было джазовых проявлений? Да сколько угодно. В Ухте, где я вырос, были очень даже неплохие и местные, и приезжие джаз-кадры. В ресторанах 60-х – 70-х годов порой играли так джаззово и так качественно, что сейчас не услышишь и на сыктывкарских фестивалях. Не доживший три месяца до своего семидесятилетия и умерший в этом году великолепный ухтинский саксофонист, прекрасный человек Алик Лебёдкин импровизировал на кларнете с таким американским свингом, что самому можно было закачаться. В Ухтинском Индустриальном институте, ныне университете, в 70-е годы был эстрадно-джазовый биг-бэнд (!!!): может ли кто-нибудь представить, чтобы тогда или сейчас был бэнд в СГУ, КГПИ или другом вузе?
   Думаю, что и воркутинцы, и интинцы, и другие жители республики могут вспомнить немало своего. Всё вместе это и составляет историю джаза республики. И все эти люди играли и слушали джаз потому, что по-настоящему любили его, конъюнктуры джазовой тогда никакой ещё не было.
   Однажды я уже выражал директору колледжа своё мнение об этой его «нехорошей истории», сказав, что «слишком много там Ялынного, надо быть скромнее, это вызывает уважение». И вот на прошедшем фестивале была озвучена обновлённая редакция, и в этой новой редакции добавлено трохи скромности в виде краткого упоминания о джаз-клубе «Геликон», что, мол, был такой. Также ничего нет ни о бэнде Бурьяна, ни о его же диксиленде. Бурьян человек пожилой, не будет высказывать недовольство по этому поводу, тем более жаловаться, но в его стариковском ворчании, в интонациях я почувствовал обиду на такую псевдо-историю. Лучше бы уж ничего не писали, чем так. Или уж дождитесь, когда человек закончит свой земной путь, а потом пишите что хотите – мёртвым не больно!
   Кстати, в 2004 году ведущим фестиваля был Михаил Львович Герцман, и тогда Ялынный ему тоже предлагал озвучить свою легенду, но Герцман, к чести его надо сказать, отказался зачитывать эту фальшивку.
   Текст и первой, и второй версий почему-то не имеет авторства (автора!!!), что само по себе уже подозрительно, – честному человеку ведь не нужно скрывать свою фамилию. Но все и так знают, что написал его Ялынный на пару со своей супругой (или наоборот), инструктором-методистом нашего колледжа, и в обеих версиях Анатолий Викторович гордо именуется не иначе как «первый трубач республики». Конечно, сам себя не похвалишь, кто похвалит? Хотя, допускаю, что, может, это супруга его так называет ласково, так это и понятно, и правильно делает, жена и должна хвалить мужа, каким бы он ни был, муж для жены везде – номер один, в том числе и на трубе. Сексопсихологи именно таким образом и наставляют женщин: хвалите, больше хвалите мужчин, муж должен чувствовать себя героем, неотразимым во всех качествах. Про жену – это я так предполагаю, потому что каким-то особенным трубачом Анатолия Ялынного не припомню. Да, был диксиленд в училище в 90-е годы, – диксиленд как диксиленд, а от игры самого Ялынного в памяти сохранилось только то, что он играет на трубе громко и джазовым мышлением не обладает. Вот и всё.
   Ну, хорошо, ладно, пусть Ялынный, раз уж он так хочет (аж не может), – первый трубач всей республики, включая районы выпаса оленей. А кто тогда второй, кто третий? Первым же можно быть только среди равных или, по крайней мере, сравнимых. Где они? Огласите весь список! Реально же в Сыктывкаре, а может и в республике, на трубе играет импровизационный джаз один человек, зовут его Иван, фамилия Демидов, вот его и можно назвать первым, последним и единственным, к сожалению, джазовым трубачом, – с джаз-кадрами у нас дефицит.
   Год назад Анатолий Ялынный хвастался мне в своём кабинете, что он и ныне играющий джазовый трубач. Не знаю – не слышал, не видел, если кто слышал, пусть позвонит мне в любое время дня и ночи. Но вот только-только прошёл джазовый фестиваль и где, как не на нём, выступить амбициозному джазмену, считающему себя таковым, по крайней мере. Но не выступил, даже в джеме не сыграл дюжину тактов – один квадратик, чтобы слова с делом не расходились. А мог бы «первый трубач» хоть в джем-сешне что-нибудь «прокукарекать» (выражение самого Анатолия Викторовича, с которым он обращается к музыкантам в биг-бэнде, когда нужно кому-нибудь сыграть соло). В противном случае не надо бахвалиться, – мол «я, я», – хлёсткую рифму же этому все знают с детства. Нехорошо это, да и непедагогично. Что учащиеся будут думать про такого педагога, директора тем более? А называться можно кем и чем угодно: хоть первым трубачом, хоть трубным первачом, главное – чтобы тебя потом никто, в том числе и олени, не считали первым трепачом.
   Даже нумерацию фестивалей Ялынный переделал постепенно под себя: 5-й Республиканский он объявил ещё и 1-ым Межрегиональным, вы ж понимаете, что летоисчисление славной джазовой истории Коми должно быть связанно с именем одного человека (привет от Кобы Виссарионыча). И вот уже нынешний фестиваль зовётся конкретно 2-м Межрегиональным, лишь пару раз его назвали скромно 6-м Республиканским, а на официальной эмблеме, которая висела на заднике сцены, о республике вообще не было ни буквы – только 2-й Межрегиональный. На следующий фестиваль Ялынный уже приглашал всех как на 3-й Всероссийский – во как развезло парня от счастья! Хотя должен он быть, продолжая логику самого Ялынного, 7-м Республиканским, 3-м Межрегиональным и 1-м Всероссийским, ну, ещё, с перспективой, можно Нулевым Международным и, до кучи, Минус Первым Всемирным, – гулять так гулять, мох ягель никогда не кончается. Короче, знаменитейший фестиваль в Монтрё со своей 40-летней историей и с великим, но скромнейшим Клодом Нобсом, отдыхают как фавн после полудня. Фестиваль этот так просто и называется – «Джаз-фестиваль в Монтрё», ни словом больше, никаких вам глупостей и дешёвых понтов типа «республиканский», «межрегиональный», «всероссийский» (то есть «всешвейцарский»), «паневропейский», «интернациональный», «межконтинентальный», «трансатлантический», «межконфессиональный», «бисексуальный» и т.д. и т.п. И что обидно, почитаемый всем музыкальным миром Клод Нобс (и воспетый группой Deep Purple в своём бессмертном хите Smoke On The Water) – даже не заслуженный работник Республики Швейцария, вот беда-то. Нашему же бюрократу и карьеристу главное – чтоб побольше слов было как бы серьёзных, слова же у нас в России заменяют и дела и качество сделанного. За них, за слова, чиновники только и отчитываются, и бабло получают. Да ещё важно, чтоб имя карьериста почаще звучало, глядишь – званьице какое-нибудь очередное подкинут, льготочку – ведь пенсия не за горами, а уж карьерист карьериста, чиновник чиновника всегда поймёт и посодействует (чиновник – это уже не просто госслужащий, это ориентация такая нетрадиционная, типа половой). Ну, а звания и награды всевозможные – заслуженный, народный, дипломантство, лауреатство, прочая чушь собачья, – вся эта ерундень к джазу стала лепиться только и именно в России, где меньше всего джазовых достижений, зато очень много ялынных и ялынноподобных. Все эти причиндалы наверное приятно и выгодно иметь, когда другого не хватает (Имени, например), но для культуры, для искусства это очень вредные вещи – развращают людей, особенно тех, кто склонен к разврату, не будем лишний раз называть и так всем известные фамилии.
   Открывающим фестиваль коллективом в субботу 15 декабря был, естественно, оркестр под управлением Ялынного Анатолия, «джаз-оркестр города Сыктывкара», как объявили его. Коллектив представил свою новую программу. Про исполнение могу сказать одно – так плохо оркестр не звучал ещё никогда. Мне казалось, что я вообще присутствую на репетиции, причём далеко не генеральной. Всё было недоучено, недоработано, о каком-то полёте, тем более джазе вообще говорить не приходилось. А когда очередь дошла до знаменитой “Spain” Чика Кориа, то тут я загрустил капитально. Бедный Чик, думал я, сейчас, когда в Сыктывкаре происходит ялынное исполнение его произведения, в Америке раннее утро и он, скорее всего, ещё спит. И ему наверняка снится страшный сон, как грубоватые мужики славянской наружности tutti насилуют прекрасную Spain, а заправляет насильниками и старается (солирует) больше других один бородатый – в шароварах, сорочке-вышиванке, ну, и, само-собой, в бабочке. В холодном поту великий Чик просыпается и – счастливый – понимает, что это было всего лишь видение. Shit! – восклицает он с облегчением – приснится же такая хрень!
   Нельзя, нельзя в таком виде выступать на сцене! Категорически! Потому что это халтура и хамство, сколько бабочек ни надень. Причём и сами музыканты, думаю, испытывали дискомфорт от такой работы, да только репетировали-то они всего ничего, а ведь качественная оркестровая музыка, да ещё с претензией на джаз, просто так, на шару, не делается. Но для заслуженного шаровика Ялынного главное не музыка и не люди, через людей он легко переступает, - взял и выставил неготовую программу на фестиваль, подставил музыкантов, в своих корыстных целях, причём. Ему же важно отметиться, что выступление было, а уж чиновники, с которыми отношения у Ялынного налажены, поставят ему (и себе, конечно) большой плюс, - мол, успешно провёл мероприятие, прекрасно руководил прекрасным оркестром, и вообще заслуженный работник всея Коми, включая тундру с пасущимися там парнокопытными.
   Я лично, как житель Сыктывкара, сильно против того, чтобы такой оркестр назывался «Джаз-оркестром города Сыктывкара» – не надо нас, сыктывкарцев, опускать! Город Сыктывкар заслуживает, я уверен, лучшей доли, то есть нормального, качественного бэнда. Для этого достаточно только поручить оркестр ответственному и честному человеку, а не тому, кто больше думает о своём пиаре, о том, как бы покруче фестиваль назвать, но не о качестве исполняемой музыки. Уверен, что если бы с бэндом работал, например, Евгений Машкин – человек с Именем, то он не позволил бы себе ни за какие деньги позориться самому и позорить коллег-музыкантов.
   И вот в такой форме Ялынному с бэндом надо было обязательно выступать первым (а каким же ещё?!), хотя в начале можно было пустить эстрадный оркестр колледжа, которым занимается Игорь Суровцев и который находится в рабочей форме – не стыдно слушать, а ведь в нём сидят наполовину те же люди, что и в печально известном бэнде. Только Суровцев-то с оркестром работает регулярно, а Ялынный – валяет и приставляет, не валенки, понятно дело. Он же собирает оркестр только когда нужно показаться перед чиновниками, которые, за редким исключением, в музыке ни ухом ни рылом. До этого концерта оркестр последний раз выступал на фесте три года назад. То есть принцип работы Ялынного таков: созываются безропотные и бескорыстные музыканты, которые, насколько мне известно, большого удовольствия от общения с руководителем не испытывают, наспех разогревается старый репертуар, и - на сцену. А в этот раз взял Ялынный новую программу, силёнки не рассчитал, думал несколько раз репетнуть и на халяву прорваться, - ан не получилось - обделался по самые щиколотки, да ещё и музыкантов забрызгал, редиска.
   Также странно, почему один оркестр называется джазовым, а другой – эстрадным. В чём разница, не пойму? Что, такой, прям, джазовый оркестр у Анатолия Викторовича? Да он всегда до джазового недотягивал, это замечали и квалифицированные гости прежних фестивалей. А быть качественным эстрадным – что, плохо? Нет, конечно. Да только Ялынному позарез нужно, чтобы его имя ассоциировалось именно с джазом, бзик у него такой, мания величия: Ялынный – джаз, джаз – Ялынный, мы говорим джаз – подразумеваем Ялынный, мы говорим Ялынный – подразумеваем джаз (Олени! Где вы?)
   Несмотря на постигшее фиаско, оркестр был допущен жюри и его председателем Ялынным к выступлению и на второй день, что неудивительно – не поставит же Анатолий Викторович сам себе «неуд». Более того, в конце второго дня в заключительном слове он со сцены так прямо и сказал: фестиваль прошёл успешно, «уровень высокий, уровень растёт»! Говоря это, Ялынный даже не подмигивал, значит, был в полной уверенности, что в зале сидят одни лохи. Раньше считалось, что наглость – второе счастье, но теперь Анатолий Ялынный поломал этот анахронизм – шагать надо в ногу со временем. Отныне наглость является счастьем и первым, и вторым – в одной посуде. Остальное - образованность, грамотность, мастерство, порядочность – всё идёт потом, необязательным довеском.
   Если уж говорить об уровне других выступавших коллективов, то он тоже не вырос, вопреки утверждению Ялынного. Кто выступал неинтересно на прошлом фесте, тот таким же и остался, только ничего не значащих дипломов подкопил за это время. Те же, кто играли достойно раньше, прежнюю планку не уронили и сейчас, что в наших условиях уже является большим достижением. «Джаз-Графика», например, в силу обстоятельств осталась без барабанщика, но достойно вышла из положения и даже прозвучала оригинально в таком составе, но о росте я бы говорить не стал. А был ещё новый проект того же Машкина – «Gene», заслуживающий внимания. Машкин – неутомим. Зато уважаемый печорский аккордеонист Анатолий Иконников со своими ребятами уже во второй раз приезжает и играет под drum-машинку. Это несерьёзно, мягко говоря, - они что, темп держать не могут без метронома? Надо было ещё в прошлый раз пресечь такую практику на сцене, претендующую называться джазовой. И я уверен, Анатолий Иванович сделал бы правильные выводы. Но всем на фесте заправляет Ялынный, а ему, видимо, то ли всё равно, то ли нравится такое безобразие. Хотя я больше склонен считать, что он, в силу малой образованности, просто не знает и не понимает многих очевидных вещей.
   Единственный коллектив, про который можно действительно сказать, что он вырос, причём в самом первом значении этого слова, - интинская группа «Нонет». Ребята выросли, во-первых, чисто биологически: в прошлый приезд три года назад они были ещё дети, а сейчас уже подростки. Ну и, само собой, при их очевидной увлечённости музыкой, в этом возрасте не вырасти технически и творчески – невозможно. Удачи и успехов им и их руководителю Владимиру Чабаненко.
   Из тех, кто в Сыктывкаре был впервые, очень хорошо выступил квартет Станислава Хусаинова из Кирова, - этот город традиционно поставляет качественную музыку. Кировские коллективы и в прошлый раз и нынче явились фактором межрегиональности, столь необходимой Ялынному для переименования фестиваля. А для усиления межрегионального эффекта сейчас он пригласил ещё музыкантов из Великого Новгорода. Причём никто из членов жюри, с которыми я беседовал, так и не слышал обязательной для отбора на фестиваль демонстрационной записи этого коллектива, Ялынный разрешил вопрос единолично, и, думаю, как раз из-за значительной отдалённости Великого Новгорода от РК. Но после выступления великих новгородцев стало понятно, что лучше бы они не ехали в такую даль: к джазу отношения – никакого, и вообще раньше такая музыка называлась художественной самодеятельностью, которую и в Сыктывкаре можно найти даже ночью и без огня. Зато дипломы они собирают по всей России. «Диплом» – звучит красиво, но на деле ничего, кроме простого участия не означает и о качестве исполнения не говорит.
   Уже упомянутый мной джем состоялся в самом конце второго дня. Ялынный публично пообещал зрителям «сотворить» его «минут на тридцать», реально же он длился около восьми минут, то есть в четыре раза меньше обещанного. Для того, чтобы участвовать в этой сессии, надо было загодя, ещё днём, записаться у Ялынного. Кто не записался, - воркутинцы, например, тот не был допущен до музицирования. Это вообще что-то новое в мировой джазовой практике – предварительная запись на джем, цензура какая-то. Вот подивится российское, да и, надеюсь, мировое джазовое сообщество сыктывкарскому «изобретению» (о, эта загадочная русская душа!), и нам, непричастным к этому невежеству честным сыктывкарцам, придётся краснеть и оправдываться за Ялынного и, в очередной раз, за министерство культуры РК.
   А если бы воркутинцы – Сергей Попов и его музыканты – вышли без резервирования, без предупреждения и отыграли по квадрату, то они что, испортили бы музыку? Уверен – нет, и, думаю, никто не сомневается в способностях надёжного пианиста Попова и его команды. Напротив, каждый из музыкантов мог бы сыграть не по одному двенадцатитактовому периоду, который длился-то не более двадцати секунд, а столько, сколько нужно для того, чтобы весь джем сотворился на заявленные полчаса, и, тем самым, спасли бы честь и репутацию Ялынного, хотя бы частично.
   Но слова у Ялынного в очередной раз разошлись с делом. Несолидно это, не по-мужски. Дал слово – умри, но сдержи его. Настоящие мужчины поступают именно так. А у ненастоящих, у них всё примерно в четыре раза меньше, чем у настоящих, даже джем.
   Я ещё ничего не рассказал о бумажках (иначе их не назовешь): программе и глянцевом буклете, содержащем всю информацию о фестивале, его истории, жюри, оргкомитете и участвующих коллективах. Открыв программку и буклет, вы сразу увидите, ещё не читая, полное отсутствие какой бы то ни было аккуратности в оформлении. Любой преподаватель, даже самый добренький, открыв работу студента (реферат, например), выполненную так же неряшливо, завернёт её на доработку, да ещё не один раз. Эти документы действительно выглядят как черновики небрежнейших из учащихся. Ну а далее по тексту вы встретите полный набор прожжённого двоечника: искажённые фамилии, недописанные слова, невпопад расставленные запятые, отсутствие пробелов или, наоборот, избыток их, невыдержанность пропорций и т.д. и т.п.. Невозможно представить, что их составляли взрослые, дееспособные люди, во всех анкетах в графе «образование» пишущие «высшее». Но подобное ведь происходит не впервые. Ещё в буклете к диску 2004 года Ялынные выдали такой перл, что только за него в приличном обществе получили бы и красную карточку, и волчий билет: вместо «Караван» Эллингтона» они написали и отпечатали «Карнавал» Эллинктона». Это что-то типа, если вместо «Реквием» Моцарта» сознательно написать и объявить «Ревком» Моцартра» и при этом, поправляя бабочку, сохранять углублённо-одухотворённое лицо.
   Приведу ещё один, наиболее криминальный пример из нынешней Программы.
   В репертуаре оркестра Ялынного есть пьеса «Omaha», автор её – «Bi Matt Wallact», так написано в программке, так же его объявляла ведущая – Би Мэтт Вэлэкт. На самом деле этого саксофониста зовут Matt Wallace – Мэтт Уоллес, а Bi – би, это изуродованный Ялынным английский предлог By - бай, указывающий на автора и переводящийся на русский язык творительным или родительным падежом, – например: By Yalinny – Ялынным, Ялынного. То есть суммарная грамотность супругов Ялынных не тянет даже на крепкую двойку. Как восклицал герой мультика моего детства – «Позор неумейке!». А о джазовой компетентности четы я вообще не говорю, её нет в принципе.
   По этому поводу вспоминается случай. Сразу на следующий день после джаз-фестиваля 2004 года, рано утром Ялынный выступал в прямом эфире телевидения КРТК. Рассказывал о прошедшем концерте, читал пошловатые, на мой взгляд, стишки о джазе Г. Добрыниной и затем, в ходе разговора, ведущая передачи спросила его: «а где родился джаз?». Анатолий Викторович уверенно, как «Волга впадает в Каспийское море» ответил: «джаз родился в Африке». Картину Решетникова «Опять двойка» помните? Так сейчас она называется «Опять Ялынный». В этот же день у меня в колледже были занятия с разными группами учащихся, а вопрос этот имеет самое непосредственное отношение к моему предмету. Ну вот и пришлось ответ нерадивого обсудить со студентами - будущими преподавателями музыки, и с тех пор пример этот вообще стал хрестоматийным. Вот так, порой, люди входят в историю. Поступить иначе я даже не имел права, в противном случае это бы называлось применением двойных стандартов.
   Ялынный, кстати, никогда не советуется со мной по джазовым вопросам и игрорирует моё мнение, принципиально и демонстративно, – старые обиды и mania grandiosa мешают. Хотя он не только может это делать, но и должен, обязан, поскольку я являюсь именно тем человеком и в колледже и в городе, кто владеет этой темой, так сложилось исторически, причём независимо от того где я работаю. Обязан ещё и потому, что колледж – это не частная лавка Ялынного и не его семейный бизнес, а государственное учебное заведение. Мы воспитываем молодое поколение, и экспериментировать над живыми людьми при помощи ялынизмов не только не гуманно, но и аморально.
   Я общаюсь с некоторыми очень большими джазовыми специалистами нашей страны, например с Кириллом Мошковым, лучшим джазовым журналистом России, главным редактором журнала «Джаз.Ру» и главредом же ведущего российского Интернет-ресурса по джазу – портала «Джаз.Ру». А также с авторитетнейшим Владимиром Борисовичем Фейертагом, одним из основоположников российского джазового образования, он в 2001 году выпустил первую отечественную джазовую энциклопедию, имеющуюся и в библиотеке нашего колледжа. Так вот, им не приходит в голову игнорировать мои поправки, мы спорим, и они оба не стесняются признавать мою правоту по некоторым джазовым вопросам и им не унизительно дальше жить и работать с учётом моих поправок. После ознакомления с энциклопедией я послал Фейертагу список из более чем 150 неточностей и ошибок, найденных мной в его труде, да и в целом покритиковал его. Вы думаете приятно было семидесятитрёхлетнему ветерану джаза получить такое письмо - с внушительным списком своих ошибок и критикой? Но он принял его, поблагодарил и пообещал исправиться в переиздании, с оговоркой «если доживу». И вот буквально на днях я получаю от него сообщение о скором выходе второго издания энциклопедии, и ещё он пишет мне, что после выхода книги получил очень много писем, все они были хвалебные и все они забылись, но только моё письмо и письмо ещё одного человека «запомнились, потому что они были по делу».
   Я пишу об этом не из хвастовства, а чтобы показать, что есть джазовые корифеи Фейертаг и Мошков, которые не позволяют себе не замечать какого-то Терентьева из Сыктывкара, так как пишет он им по делу. И есть микроб Ялынный, который двух слов о джазе не может связать ни устно, ни письменно, а мнит себя бог знает кем, да ещё, при этом, какую бы то ни было критику в свой адрес на дух не переносит.
   В нашем колледже даже очень хорошие студенты-музыканты лишаются стипендии только за одну семестровую тройку, причём по третьестепенному, немузыкальному предмету. И меня всегда возмущал тот факт, что великовозрастные не троечники даже, а двоечники исправно получают не только зарплату, но и бонусы всякие. Где же справедливость? И как такая двойная мораль отражается на воспитании молодёжи? Теперь любой неуспевающий ученик имеет полное право сказать директору Ялынному, чтобы тот сперва свои «косяки» исправил, а потом других воспитывал.
   Из Программы я также узнал, что наш старый знакомый Валерий Волохов является режиссёром фестиваля. Впрочем, он и в 2004 году был им же, и я уже тогда негодовал по этому поводу, ведь худрук филармонии и «Асья Кыа» известен народу ещё и как давний неприятель джаза и рока, и люди помнят, какими словами он, бывало, прохаживался по этой музыке. И прилично ли ему примазываться к джазовому мероприятию? Сейчас я расспросил многих участников феста, но ни один мне толком не смог сказать, что же сделал Волохов для концерта как режиссёр. Некоторые только сообщили, что видели Волохова в районе сцены, но чем он там занимался им неведомо. Остаётся только предположить, что его режиссёрство – это гуманитарная помощь Ялынного, а в ответ Волохов тоже может сделать что-нибудь приятное, например, пропустит Ялынного с супругой бесплатно на дорогой концерт в филармонию, да ещё не один раз. В общем, знаменитый отечественный бартер: ты - мне, я - тебе.
   А ещё меня возмутил тот факт, что шрифт, которым была набрана фамилия Волохова намного крупнее того, каким напечатаны фамилии уважаемых джазовых музыкантов. Это вызов общественному мнению и пощёчина всем любителям джаза.
   Кстати, раз уж упомянут Валерий Волохов, то даже он в первый день фестиваля отметил, что бэнд Ялынного выступил «хуже всех».
   Попал мне в руки и ещё один документ – положение о фестивале, утверждённое министром Бобровой. Это, поясню, такое дежурное собрание ничего не значащих слов, казёнщина обычная: цели, задачи, рекомендации. Но в одном месте вдруг знакомо пахнуло гнилостным совком - выступающим джазменам рекомендуют «включить в программу обработки, инструментовки, аранжировки народной музыки». Ох, как любила раньше советская власть «рекомендовать» народу народную музыку или то, что бюрократы принимали за таковую. Два года назад джазовая общественность отмечала семидесятилетие прекрасного музыканта, саксофониста Алексея Козлова. По телеканалу «Культура» прошла передача «Линия жизни» с его участием. И вот там Алексей Семёнович вспоминал, как в советские времена чиновники навязывали ему русскую народную музыку для джазовых обработок. И он сказал: «я ненавидел это». Слышите вы – крысы канцелярские – НЕНАВИДЕЛ!!! Это сказал выдающийся русский человек, всю жизнь свою посвятивший музыке, джазу. Душа играет то, что хочет, а не то, что ей рекомендуют безликие, бездушные, зажиревшие чинуши в своих корыстных целях, от таких советов только обратный эффект может получиться.
   Напоследок, чтобы отвлечься от фестивальной темы, расскажу одну страшилку из жизни нашего колледжа (слабонервных и беременных прошу дальше не читать). Это леденящая душу история о том, как Ялынный отремонтировал класс ударных инструментов, который остро нуждался в улучшении акустических свойств. Что надо для этого делать с помещением, знают даже несовершеннолетние пацаны, обустраивающие свои репетиционные каморы, – нужно покрыть стены звукопоглощающим материалом. Но этого, к сожалению, не знал дядя в возрасте за полтинник, да ещё с так называемым высшим музыкальным образованием. Как же поступил директор? Он нашёл каких-то идиотов-строителей, и те отделали стены класса – даже с тысячи раз не отгадаете чем – гипсокартоном! То есть построили комнату в комнате. Что происходит со звуком в такой камере, можно предположить даже теоретически. А уж барабанщики, пришедшие в начале учебного года заниматься, были как гонг колотушкой потрясены до глубины души ялынным саундом. Ну, дальше была перестройка, которая продолжалась чуть ли не до нового года. Учащиеся регулярно выкидывались из своего класса вместе с инструментами, не могли нормально заниматься. Пострадал учебный процесс. Единственный, кто не пострадал ни морально, ни материально - шеф Ялынный. Вообще, я бы с интересом почитал бухгалтерию этой великой стройки. А звук в результате строительной эпопеи так и не стал лучше первоначального. Я далёк от мысли считать действия Ялынного продуманным вредительством, но в годы «Краткого курса ВКП(б)», уверен, с ним бы долго не церемонились.
   А к фестивалю всё-таки вернуться пришлось, – в самый последний момент поступила интересная информация. Вечером 16 декабря, после завершения всех выступлений, участники из филармонии плавно перешли в актовый зал колледжа, где состоялся банкет и, параллельно, ещё один джем. Так вот, студенты нашего колледжа, которые успешно отыграли в эстрадном оркестре, были изгнаны вон, на улицу и в банкете участия не принимали. По той причине, что неудобно это, когда учащиеся и их педагоги вместе выпивают за одним столом. Студенты же из других городов и даже интинские дети-музыканты на банкете присутствовали, это удобно. В 2004 году никаких проблем с совместным застольем и совместным джемованием не было. Но сейчас так решил босс Ялынный.
   А босс, как считает сам босс, всегда прав.
   Ну, что ж, надеемся, что ему со стола больше досталось.

               С. А. ТЕРЕНТЬЕВ               31.12.2007


   Опровержение.

   Сыктывкарский городской суд решил, что следующие сведения, содержащиеся в статье «Мы, джаз и олени», не соответствуют действительности:

   Нельзя, нельзя в таком виде выступать на сцене! Категорически! Потому что это халтура и хамство, сколько бабочек ни надень. Причём и сами музыканты, думаю, испытывали дискомфорт от такой работы, да только репетировали-то они всего ничего, а ведь качественная оркестровая музыка, да ещё с претензией на джаз, просто так, на шару, не делается. Но для заслуженного шаровика Ялынного главное не музыка и не люди, через людей он легко переступает, - взял и выставил неготовую программу на фестиваль, подставил музыкантов, в своих корыстных целях, причём. Ему же важно отметиться, что выступление было, а уж чиновники, с которыми отношения у Ялынного налажены, поставят ему (и себе, конечно) большой плюс, - мол, успешно провёл мероприятие, прекрасно руководил прекрасным оркестром, и вообще заслуженный работник всея Коми, включая тундру с пасущимися там парнокопытными.
   Ялынный - валяет и приставляет, не валенки, понятно дело. Он же собирает оркестр только когда нужно показаться перед чиновниками, которые, за редким исключением, в музыке ни ухом ни рылом. До этого концерта оркестр последний раз выступал на фесте три года назад. А в этот раз взял Ялынный новую программу, силёнки не рассчитал, думал несколько раз репетнуть и на халяву прорваться, - ан не получилось - обделался по самые щиколотки, да ещё и музыкантов забрызгал, редиска.
   бзик у него такой, мания величия: Ялынный – джаз, джаз – Ялынный, мы говорим джаз – подразумеваем Ялынный, мы говорим Ялынный – подразумеваем джаз (Олени! Где вы?)
   Раньше считалось, что наглость – второе счастье, но теперь Анатолий Ялынный поломал этот анахронизм - шагать надо в ногу со временем. Отныне наглость является счастьем и первым, и вторым - в одной посуде. Остальное - образованность, грамотность, мастерство, порядочность – всё идёт потом, необязательным довеском.
   …но всем на фесте заправляет Ялынный, а ему, видимо, то ли всё равно, то ли нравится такое безобразие. Хотя я больше склонен считать, что он в силу малой образованности просто не знает и не понимает многих очевидных вещей.
   …и нам, непричастным к этому невежеству честным сыктывкарцам, придётся краснеть и оправдываться за Ялынного и, в очередной раз, за министерство культуры РК.
   То есть суммарная грамотность супругов Ялынных не тянет даже на крепкую двойку. Как восклицал герой мультика моего детства - «Позор неумейке!». А о джазовой компетентности четы я вообще не говорю, её нет в принципе.
   Картину Решетникова «Опять двойка» помните? Так сейчас она называется «Опять Ялынный».
   И есть микроб Ялынный, который двух слов о джазе не может связать ни устно, ни письменно, а мнит себя бог знает кем, да ещё, при этом, какую бы то ни было критику в свой адрес на дух не переносит.
   И есть микроб Ялынный, который и двух слов о джазе не может связать ни устно, ни письменно, а мнит себя бог знает кем, да ещё, при этом, какую бы то ни было критику в свой адрес на дух не переносит.
   В нашем колледже даже очень хорошие студенты-музыканты лишаются стипендии только за одну семестровую тройку, причём по третьестепенному, немузыкальному предмету. И меня всегда возмущал тот факт, что великовозрастные не троечники даже, а двоечники исправно получают не только зарплату, но и бонусы всякие. Где же справедливость? И как такая двойная мораль отражается на воспитании молодёжи? Теперь любой неуспевающий ученик имеет полное право сказать директору Ялынному, чтобы тот сперва свои «косяки» исправил, а потом других воспитывал.
Сайт управляется системой uCoz